ШКОЛА ИГРЫ НА СВИРЕЛИ: НАЧАЛО
Три мини-урока
Урок 2. ПЕРВЫЕ ШАГИ В МУЗИЦИРОВАНИИ:
СРАЗУ ПРАКТИКА!!!
1.Какова структура свирели, как ее держать, какой рукой закрывать верхние и нижние отверстия и почему
2. Что такое ритм и метр?
3. Что такое паузы?
4. Как сыграть на свирели первые 10 мелодий.
5. Каких ошибок нельзя допускать
Здравствуйте. Сегодня у нас с вами второй урок – практикум по буклету-самоучителю, который прилагается к каждой свирели.
Цель урока – обозначить возможности и, главное, темпы работы с буклетом-самоучителем, который прилагается к каждой свирели:

Буклет-самоучитель – книжка–раскладушка, по которой очень удобно играть на свирели:

Можно ли научиться играть на свирели за 20 минут? Давайте попробуем!!!
Вот видите, получилось даже быстрее, чем 20 минут…
(Далее — сокращенный текст видеоролика)
Девизом музицирования на свирели может стать известная каждому педагогу китайская мудрость: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне сделать самому, и я научусь».
И благодаря свирели мы учимся играть со звуком, музицировать.
Открываем самоучитель, берем в руки свирель и внимательно ее изучаем.
Она состоит из ствола и мундштука. Мундштук – это свисток, а высоту звука регулируют отверстия, расположенные на стволе свирели. Всего бугорков с отверстиями 6 и считаются они от мундштука.
Берем свирель правой рукой, как карандаш, за конец ствола, противоположный мундштуку.
А почему правой рукой? Ответ на этот вопрос нам дадут три слайда.
На первом – солисты. Флейта, гобой, кларнет, фагот – группа деревянных духовых. И у всех – левая рука закрывает верхние отверстия!
На втором — симфонический оркестр: у всех музыкантов, играющих на деревянных духовых инструментах — та же постановка рук!
И еще одна фотография группы духовых инструментов: и у всех исполнителей правая рука внизу, левая наверху.
Это правило. Это закон, который нельзя нарушать, как бы ты ни играл: соло или в оркестре.
Закрываем пальцами левой руки 1, 2, 3 отверстия – указательным, средним и безымянным, большой палец располагается на верхней подставке под свирелью.
А теперь, держа свирель правой рукой закроем одно отверстие, возьмём кончик мундштука зубами и пропоём шёпотом: ма-ма, ба-буш-ка (как бы проговаривая про себя, выдыхая слоги.
А теперь — два отверстия: Таня, Ваня,
Три отверстия: пароход, самолёт. Получилось? Замечательно!
Одни звуки получились длиннее, другие короче, а в музыке эти короткие и длинные звуки, которые можно простучать или прохлопать называют ритмом.
Ритм очень легко записывается. Ровные шаги. Та-та – четвертная длительность.
Вдвое быстрее. Ти-ти ти-ти. Восьмые длительности. Ещё вдвое быстрее. Тири-тири-тири-тири. Шестнадцатые!

Вот пример записи ритмов отдельных слов:

И вы уже научились записывать длительности.
И так можно записать и сыграть любое имя. Попробуйте теперь озвучить свое!
На одном звуке мы с вами можем сыграть любую скороговорку, дразнилку, потешку, поговорку!
Самое главное в музицировании, и это – еще один закон: музыка рождается в тишине.
Тишина для создания музыки настолько же важна, как и звук, а может быть и больше. И даже обозначается она специальными знаками молчания – ПАУЗАМИ.
И паузы эти, также как и длительности звуков, обозначаются специальными знаками – шестнадцатая, восьмая, четвертная, половинная и целая.
Чтобы легче и интереснее было играть первые мелодии на свирели, к каждой попевке или песенке предлагаются:
- «звучалки» мелодий;
- аккомпанементы, записанные курским композитором Ю.К. Пятковским, который несколько лет подряд был членом жюри Всероссийского конкурса- фестиваля «Свирель — инструмент мира, здоровья и радости»;
- фонограммы к песнями буклета (плюс и минус), выполненные студентами факультета искусств Курского государственного университета в рамках учебного задания.
Прикрепленные под нотами аудиофайлы не только звучат (для работы на уроках музыки и музыкальных занятиях), но и скачиваются, причем давая возможность изменения громкости звучания, а также увеличения или уменьшения темпа с сохранением первоначальной тональности.
Играем левой рукой
Мы переходим с вами к музыкальной части нашей работы. И перед вами русская народная потешка «Андрей-воробей, не гоняй голубей». Давайте прохлопаем ее ритм и пропоем:
«Андрей, воробей, не гоняй, голубей, гоняй галочек, из-под палочек»
А теперь, закроем 2 отверстия, возьмем мундштучок зубками и играем песенку на свирельке. Тихо-тихо…

Мелодия = звучалка

Вторая мелодия. Детская потешка «Сорока». Закрыли два отверстия, приготовились закрывать три.

Мелодия

Переходим к четырехзвучной мелодии. А вы знаете, что именно на этой гармонической формуле поются частушки. Итак, Василёк или другие мелодии с той же гармонией





Для этой попевочки, как вы видите на слайде, есть аккомпанементы фортепиано, баяна, аккордеона, причем и один куплет, и целых три. И вы, после первого разучивания, играете эту мелодию уже с аккомпанементом.
Кстати, в Интернете сегодня немало сайтов, которые помогают нам в работе с аудио и видео: обрезать, вырезать, скомпоновать фрагменты, изменить громкость, скорость, высоту звука. Причем многие до сих пор работают на безвозмездной основе, к примеру, по такому адресу: https://mp3cut.net/ru/.
Мы закончили с вами первый этап работы. Мы научились закрывать первые три отверстия левой рукой и играть первые мелодии.
Переходим к освоению нижних отверстий свирели.
Играем двумя руками
Переходим ко второму этапу игры на свирели. Также оевая рука закрывает три верхних отверстия, а пальцами правой руки закрываем 4, 5 и 6 отверстия.
Большой палец располагается на нижней подставке под свирелью.
Попробуйте пропеть на свирели самый низкий звук. Тихо-тихо… Получилось?
А что ж за мелодия у нас зазвучит?









ТРЕТИЙ этап – уже играем и по цифрам, и по нотам – значкам, обозначающим высоту звука. Называя и цифровки, и слоговые названия нот.
С этой песенки подключаются к нашей игре фонограммы – аккомпанементы, записанные на электронных музыкальных инструментах. Плюс – это с мелодией и минус – один аккомпанемент.
В диапазоне от 6 до 0 или РЕ – ДО прозвучат в вашем исполнении следующие три песенки.
Мы уже сыграли четыре мелодии и переходим к одной из самых трудных песенок буклета:





Еще одна детская песенка – Голубые санки. Но уже авторская: Музыка Иорданского, слова Клюковой





Обращаю Ваше внимание на то, как активируются звуковые треки: подводите мышку на обозначение рупора, щелкаете – появляется звуковая дорожка, после следующего вашего щелчка, по значку «воспроизведение», начинается звучание трека. Справа во всплывающей строке – регулятор громкости.
Переходим уже к седьмой песенке нашего урока.





И это – новый, ЧЕТВЕРТЫЙ этап освоения свирели. Осваиваем ПЕРЕДУВАНИЕ
Самый низкий звук, который мы играем на свирели – шестерочка или ре первой октавы. Надо стараться, чтобы дыхание было очень слабым и звук тихим, пиано. А если дунем чуть сильнее, то получится высокий громкий звук: форте или F6. Этот прием называется ПЕРЕДУВАНИЕМ. Запомните, пиано тихо, форте громко.
Все легко и спокойно, без напряжений и зажимов. Просто и логично вводится громкая шестерка – из потребности достижения этого звука, а не как техническая трудность. ЛЕГКО!





А теперь – очень сложное задание! Еще одна колыбельная! «Спят усталые игрушки…»
Попробуйте сыграть мелодию этой, всем знакомой песни, не глядя в ноты, как бы подбирая ее, с закрытыми глазами.
А остальные мелодии, которые мы с вами проиграли, получится так сыграть? Попробуйте! У Вас получится!!!





Как только вы сыграете подряд НАИЗУСТЬ все 9 мелодий – вы поймете, что точно также вы сможете подобрать и сыграть десятки, а то и сотни самых любимых своих песен.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ номер нашего самоучителя – Русская народная песня «Во кузнице». Послушайте внимательно, в чем особенность исполнения этой песни?
Это уже МНОГОГОЛОСИЕ — еще один, пятый этап в освоении свирел: мы начинаем играть вдвоем или даже втроем, на 2 и 3 голоса.
Каждый голос разучивается отдельно, а потом они сводятся воедино. А если еще с аккомпанементом?
И это – уже ПЯТЫЙ этап нашей работы –





Завершился мини-урок по освоению самоучителя. За очень короткое время мы проиграли и прослушали 10 мелодий и сопровождений к ним. Завтра, когда вы возьмете в руки свирель, постарайтесь вспомнить, не заглядывая в самоучитель, те из них, которые остались в Вашей памяти. А играя, помните, что у нас впереди огромный мир мелодий, и чтобы они звучали красиво уже эти, первые мелодии надо играть наизусть!
Помните две рекомендации:
1. Держим мундштук на первых порах зубами.
2. Запоминаем мелодии наизусть и играем их с закрытыми глазами, добиваясь самого красивого звука!
ПРИЛОЖЕНИЕМ к этому уроку дается подборка текстов к песням буклета-самоучителя.
Открывайте и сохраняйте их на свой компьютер:
Задание
- Составьте собственный репертуар из мелодий самоучителя. Из тех, которые Вы уже играете.
- Назовите, какие из них Вам больше всего понравились.
- Запишите наиболее понравившиеся Вам песни и послушайте их: услышите недостатки — исправляйте! В этом — путь к совершенству..